понедельник, 6 июля 2009 г.

Заметки о воспитании детей.

 
Четыре фактора влияют на сознание ребенка:
1. Неисполненные желания  из  прошлой жизни.
2. Благочестивая или неблагочестивая деятельность в прошлой жизни.
3. Сознание родителей в момент зачатия.
4. Звуки, которые слышит ребенок во чреве матери.
От этих факторов зависит, насколько ребенок поддается хорошему воспитанию или дурным влияниям. Брахманы способны думать о Боге даже в момент зачатия, и это гарантирует возвышенного ребенка.
С самого детства ребенок учится принимать авторитет старших. Первый авторитет- мать, затем, когда ребенок подрастает, поднимается на ноги, он начинает видеть, что мать подчиняется отцу. Значит авторитет отца выше. Он видит положение отца через мать. Потом через отца он видит авторитет духовных учителей и так приходит к Богу - высшему авторитету. Но если муж и жена равны, они сражаются, нет одного авторитета, то ребенок сбивается столку, не знает, кого слушать, и будет думать, что нужно просто иметь свое мнение. Однако так он попадает под власть инстинктов - материальных желаний.
Тенденция родителей - ругать своих детей. Если дети будут расти в атмосфере неудачников, то, став взрослыми, отвергнут сознание Кришны. Родители должны вдохновлять своих детей быть успешными во всем!
Для этого существует семь способов:
1. Относитесь к детям с уважением. Тогда они будут чувствовать себя лучше. Шрила Прабхупада вел себя со своими учениками так, как будто они уже стали зрелыми. Так духовный учитель помогал им достичь более высокой платформы.
2. Никогда не унижайте детей и не обращайте внимание на ошибки детей. Насмешки, унижение и жестокий сарказм – причина глубокого неудовлетворения ребенка и отвращения.
Общее правило: концентрируйте внимание ребенка на хорошем поведении, которого вы ожидаете!
3. Выискивайте в ребенке его способности, сильные стороны и поощряйте их. Как с появлением света рассеивается темнота, так и ошибки человека исчезают, если он совершает деятельность в сознании Кришны. Помогите ребенку развить то, что у него особенно получается.
4. Используйте положительное поощрение. Неправильное поведение детей часто исходит из того, что они пытаются обратить на себя внимание. Если мы будем обращать внимание на детей, когда они ведут себя правильно, тогда они не будут проказничать для того, чтобы обратить на себя внимание. Если ребенок ведет себя правильно - похвалите его. Проблемные дети нуждаются в большем поощрении, чем обычные.
5. Используйте систему выбора при воспитании ребенка. Обычно ребенок, поступающий неправильно, думает о своих родителях как об источнике наказания, поэтому видит проблему в своих родителях, а не в своем поведении. Чтобы избежать этого, нужно давать ребенку выбор, благодаря которому он видит наказание как продукт собственного неправильного поведения. Вместо того, чтобы сказать ребенку: "Если ты будешь шуметь, я выгоню тебя из алтарной!", — лучше предоставить выбор. — "У тебя сейчас есть выбор: ты можешь продолжать шуметь на улице или тихо оставаться сидеть здесь".
6. Будьте последовательными с детьми! Если ребенок увидит, что вы непоследовательны в своих действиях, он будет сбит с толку. Допустим, ребенок должен мыться каждый день в семь часов вечера, но он начинает не соглашаться с этим - плачет, спорит. Вы идете у него на поводу и разрешаете ему бегать еще до восьми вечера. Через две недели такого обращения с ребенком вы вдруг приходите в ярость, ругаете его, обвиняете. Это неправильно.
7. Если ребенок ведет себя неправильно, то мы должны обращаться к проблеме его поведения, а не к самому ребенку.
Необходимо научиться искусству слушания детей, у них есть чувства, переживания. Нельзя им говорить: 'То, что ты говоришь и чувствуешь, — ерунда!
Дети-подростки. Около 2% детей в Обществе сознания Кришны становятся сильными преданными, остальные выбирают другие обязанности. Но мы хотим, чтобы их жизнь была связана с Личностью Бога.
Необходимо дать ребенку все, что он пожелает. Представьте, что вам шестнадцать лет и вы хотите много всего из окружающего вас мира. Дети не должны думать: "Мои родители преданные, они отреклись, и поэтому у меня ничего нет". Если вы скажете им, что ничего и не нужно, все желания - майа, просто проповедуй, то дети разбредутся по миру в поисках чувственных наслаждений. Нужно удовлетворить материальные склонности ребенка и при этом не дать забыть Кришну.

Комментариев нет:

Определение культурного человека

"Тот, кто смотрит на чужую жену как на свою мать, на чужое богатство как на кучу грязи, а наслаждение и боль других принимает как собственные, видит вещи в истинном свете, и он по-настоящему образованный человек".
Чанакия Пандит