Изучив “Хитопадешу”, человек станет опытным в использовании санскритских идиом, его речь всегда будет замечательной, и он будет сведущ в нИти-видйе, или науке о том, как правильно вести себя в отношениях с людьми.
Комментарий
По традиции “Хитопадешу” преподают детям. Это является психологическим фактом, что знание, приобретенное в детстве в стихотворной форме, дольше сохраняется в нашей памяти. По этой причине ведические учителя писали свои труды в стихах. Эти Шлоки написаны простым языком, как детские стишки, но в них заключен глубокий смысл. В отличие от детских стишков, которые обычно представляют из себя лишенные смысла песни, утрачивающие всякую полезность, когда ученик взрослеет, “Хитопадеша” увеличивает свою полезность, когда ученики обретают жизненный опыт, наделяя их мудростью на всю жизнь.
В ведическом образовании языку придается гораздо большее значение, чем просто как средству общения, и детские годы являются подходящим временем для того, чтобы прививать основные языковые навыки. Патанджали Муни, автор “Махабхашьи”, комментария на “Панини-сутры”, утверждает: экаХ ШабдаХ супрайуктаХ самйаг-джЬАтаХ сварге локе ча кАмадхуг бхавати — “Даже если выучено и правильно использовано только одно слово, оно может исполнить все желания человека”. Это возможно потому, что Шабда является формой Господа Вишну — Шабда мУрти-дхара (“Вишну-пурана”, 1.22.84).
Одним из необходимых качеств, которым должен обладать великий человек, является умение хорошо говорить. Две известные поговорки гласят: “Птицу можно узнать по ее песне, а человека — по его словам”, и “Хорошо одетый глупец остается неузнанным до тех пор, пока он не начинает говорить”. Благодаря изучению “Хитопадеши” речь человека становится замечательной (вАчАМ сарватра ваичитрйам), и одновременно с этим он обретает знание нИти-ШАстры. Однако, нИти-ШАстра должна быть услышана от авторитетного учителя — таков смысл слова ШрутаХ (то, что было услышано).
Интерес читателя подогревается объяснением того, что конкретно можно обрести, изучая “Хитопадешу”, а именно: опытность в пользовании разговорным санскритом, красноречие и житейскую мудрость. В следующих пяти стихах автор прославляет образование.
воскресенье, 16 ноября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Определение культурного человека
"Тот, кто смотрит на чужую жену как на свою мать, на чужое богатство как на кучу грязи, а наслаждение и боль других принимает как собственные, видит вещи в истинном свете, и он по-настоящему образованный человек".
Чанакия Пандит
Чанакия Пандит
Комментариев нет:
Отправить комментарий