вторник, 23 декабря 2008 г.

Как приобретать друзей-11?

Какая польза от сына, который ни учен, ни религиозен? Он подобен слепому глазу, который бесполезен и причиняет боль.

Комментарий

Отец считает сына подобным самому себе, и поэтому говорится, что человек рождается из чрева своей жены в образе своего сына. Поэтому жену называют джАйА, или та, от которой человек принимает рождение: джАйАйАс тад хи джАйАтваМ йад айАМ джАйате пунаХ (“Ману-смрити”, 9.8). Любящий отец естественно чувствует удовлетворение, когда его сыну удается достичь того, чего он сам не смог добиться. Однако, неграмотный сын или сын с дурным характером приносит своему отцу лишь беспокойства, подобно уродливому и бесполезному слепому глазу.
Неблагочестивый сын считается бесполезным, потому что он пренебрегает совершением ведических обрядов, таких как пиНДа-дАна, которые приносят предкам человека освобождение. Ведическая культура учит, что каждый человек от рождения имеет пять долгов, одним из которых является питР-Рна, или долг человека перед предками. Тот, кто женится и зачинает благочестивого сына, сам освобождается от этого долга и освобождает от страданий своих предков. Арджуна был обеспокоен тем, что в результате его участия в сражении множество женщин станут вдовами, а это сделает их уязвимыми для незаконных половых отношений, в результате которых появятся недостойные сыновья и станут причиной разрушения всего общества (Бг. 1.41):

саГкаро наракАйаива кула-гхнАнАМ куласйа ча
патанти питаро хй эшАМ лупта-пиНДодака-крийАХ

“Рост числа нежеланного населения неизбежно приводит к тому, что члены семьи и люди, разрушающие семейные традиции, попадают в ад. С вырождением рода предков ждет падение, ибо потомки перестают подносить им пищу и воду”.
В системе варНАШрамы хорошей семейной жизни уделяется особое внимание. Цель брака заключается в том, чтобы произвести на свет сына, который продолжит семейные традиции и будет совершать жертвоприношения предкам: путрАртхе крийате бхАрйА путраМ пиНДа-прайоджанам.
В “Махабхарате” приводится история Джараткару, который совершал суровые аскезы и не интересовался семейной жизнью. Однажды, бродя по лесу, он увидел слабых, истощенных людей, которые были связаны и подвешены вниз головой над глубокой ямой. Крыса грызла веревку, держащую их, и целой оставалась только одна нить этой веревки. Джараткару спросил: “О люди, вы вот-вот упадете в яму. Кто вы такие, и чем я могу вам помочь?”
“Мы предки, страдающие из-за того, что наша династия пришла в упадок. Нашим единственным потомком является Джараткару, который принял решение не вступать в брак. Поэтому мы упали с райской обители и висим на этой веревке, которая представляет нашу династию. Крыса представляет Время, а одна оставшаяся нить представляет Джараткару. В тот день, когда Джараткару умрет, нашей династии прийдет конец!”
Услышав это, Джараткару представился им, заверил их в том, что поможет им, и позднее женился на сестре Васуки, чтобы произвести на свет сына.
Эта история не направлена против отречения, но иллюстрирует то, насколько важно иметь благочестивого сына для продолжения семейной династии. Путь отречения невозможен для большинства людей, поэтому им дается совет жениться и зачинать достойных детей, которые возвысят общество.
Не осознавая, какое благо несет духовная жизнь, материалистичные родители иногда бьют тревогу, когда их сын начинает интересоваться религией. Находясь в невежестве относительно конечной цели жизни, они остаются привязанными к мимолетному счастью, которое проистекает из наслаждения чувств в атмосфере семейной жизни. Однако, принцип варНАШрамы, дозволяя семейную жизнь, в то же время помогает поднять человека к вечному счастью.

Комментариев нет:

Определение культурного человека

"Тот, кто смотрит на чужую жену как на свою мать, на чужое богатство как на кучу грязи, а наслаждение и боль других принимает как собственные, видит вещи в истинном свете, и он по-настоящему образованный человек".
Чанакия Пандит