Как река несет травинку к огромному океану, так же и знание, даже если им обладает простой человек, может привести его к царю, который, как правило, недоступен, и аудиенция у которого приносит удачу.
Комментарий
Знание почитается везде, и тот, кто обладает знанием, может привлечь внимание даже мировых лидеров, которые обычно недосягаемы для обычных людей. Главам государства могут оказывать почтение в их собственной стране, но ученого почитают во всем мире: свадеШе пУджйате рАджа видвАн сарватра пУджйате.
Жизнь великого поэта, Шри Харши, показывает, как хорошее образование может возвысить человека до общения с царем. Однажды он отправился в Кашмир, чтобы получить дарШан божества Сарасвати, богини учености. Там он попросил об аудиенции у царя, но стража, сочтя его обычным человеком, отклонила его просьбу.
Шри Харша пошел на берег реки для вечерней медитации. Две женщины, несшие глиняные горшки для воды, начали ссориться друг с другом, а поэт все внимательно слушал. В конце концов, женщины начали драться, и к ним присоединились члены семей с обеих сторон. Драка переросла в настоящее побоище.
Об этом происшествии доложили царю, который, хотя и выслушал версии обеих сторон, все же не мог решить, кто из них был виноват. Он спросил, были ли какие-нибудь свидетели у реки, и женщины рассказали ему о брАхмаНе, который спокойно наблюдал за всей потасовкой. Царь вызвал поэта в свой суд в качестве свидетеля. Когда его попросили дать показания о драке, Шри Харша сказал: “Я не понимаю местного языка, но я могу повторить все, что было сказано”, и к изумлению царя он пересказал слово в слово все, что говорил каждый из людей во время инцидента.
Считая за честь иметь ученого такого калибра в своем государстве, царь оказал Шри Харше царский прием. Вскоре после этого поэт стал очень популярен в Кашмире. Хотя раньше Шри Харше отказали в царской аудиенции, но когда в нем признали человека больших познаний, ему оказали царские почести. Как рассказывается в “Шримад Бхагаватам”, обычные люди точно так же не могли оценить Шукадеву Госвами, но в собрании ученых мудрецов к нему отнеслись с огромным почтением.
Тот, кто приобрел духовное знание, наиболее удачлив, так как он может общаться с Господом Кришной, величайшей личностью. Господь Кришна говорит, что любой, кто понимает Его трансцендентные рождение и деяния, достигает Его (Бг. 4.9). И также Он принимает человека, обладающего трансцендентным знанием, как Самого Себя: джЬАнИ тв Атмаива ме матам.
С другой стороны, необразованный человек, даже если ему дается возможность встретиться с царем, не способен извлечь из этого всей выгоды. Иногда невежественный преданный обращается к Господу Кришне за исполнением какого-то материального желания. Хотя Кришна может уменьшить любые страдания, преданный по глупости просит о том, что продлит его пребывание в материальном мире. Это все равно, что идти к великому царю, чтобы попросить у него пригоршню пепла. Разумный преданный, который получает возможность лицезреть Господа Кришну, просит лишь о том, чтобы быть постоянно занятым преданным служением Ему, поскольку знает, что только это и ничто другое полностью удовлетворит его сердце.
Гальки и соломинки сами не способны достичь океана, но они могут это сделать, если их несет туда река. Слово самудрам (океан) буквально означает “то, что наполнено драгоценными камнями”. Таким образом, по милости реки даже бесполезные гальки могут соприкоснуться с драгоценными самоцветами. Аналогично этому, незначительное живое существо неспособно достичь океана Кришны, пока его не принесет туда река духовного знания, которая течет через парампару. Способность приобрести знание — это уникальное качество рождения в теле человека. Если человек не использует эту возможность, то его жизнь бессмысленна.
Материалистичные люди, поглощенные наслаждением чувств, могут спросить: “Каким образом видйА может дать нам счастье?” Это объясняется в следующем стихе.
Комментарий
Знание почитается везде, и тот, кто обладает знанием, может привлечь внимание даже мировых лидеров, которые обычно недосягаемы для обычных людей. Главам государства могут оказывать почтение в их собственной стране, но ученого почитают во всем мире: свадеШе пУджйате рАджа видвАн сарватра пУджйате.
Жизнь великого поэта, Шри Харши, показывает, как хорошее образование может возвысить человека до общения с царем. Однажды он отправился в Кашмир, чтобы получить дарШан божества Сарасвати, богини учености. Там он попросил об аудиенции у царя, но стража, сочтя его обычным человеком, отклонила его просьбу.
Шри Харша пошел на берег реки для вечерней медитации. Две женщины, несшие глиняные горшки для воды, начали ссориться друг с другом, а поэт все внимательно слушал. В конце концов, женщины начали драться, и к ним присоединились члены семей с обеих сторон. Драка переросла в настоящее побоище.
Об этом происшествии доложили царю, который, хотя и выслушал версии обеих сторон, все же не мог решить, кто из них был виноват. Он спросил, были ли какие-нибудь свидетели у реки, и женщины рассказали ему о брАхмаНе, который спокойно наблюдал за всей потасовкой. Царь вызвал поэта в свой суд в качестве свидетеля. Когда его попросили дать показания о драке, Шри Харша сказал: “Я не понимаю местного языка, но я могу повторить все, что было сказано”, и к изумлению царя он пересказал слово в слово все, что говорил каждый из людей во время инцидента.
Считая за честь иметь ученого такого калибра в своем государстве, царь оказал Шри Харше царский прием. Вскоре после этого поэт стал очень популярен в Кашмире. Хотя раньше Шри Харше отказали в царской аудиенции, но когда в нем признали человека больших познаний, ему оказали царские почести. Как рассказывается в “Шримад Бхагаватам”, обычные люди точно так же не могли оценить Шукадеву Госвами, но в собрании ученых мудрецов к нему отнеслись с огромным почтением.
Тот, кто приобрел духовное знание, наиболее удачлив, так как он может общаться с Господом Кришной, величайшей личностью. Господь Кришна говорит, что любой, кто понимает Его трансцендентные рождение и деяния, достигает Его (Бг. 4.9). И также Он принимает человека, обладающего трансцендентным знанием, как Самого Себя: джЬАнИ тв Атмаива ме матам.
С другой стороны, необразованный человек, даже если ему дается возможность встретиться с царем, не способен извлечь из этого всей выгоды. Иногда невежественный преданный обращается к Господу Кришне за исполнением какого-то материального желания. Хотя Кришна может уменьшить любые страдания, преданный по глупости просит о том, что продлит его пребывание в материальном мире. Это все равно, что идти к великому царю, чтобы попросить у него пригоршню пепла. Разумный преданный, который получает возможность лицезреть Господа Кришну, просит лишь о том, чтобы быть постоянно занятым преданным служением Ему, поскольку знает, что только это и ничто другое полностью удовлетворит его сердце.
Гальки и соломинки сами не способны достичь океана, но они могут это сделать, если их несет туда река. Слово самудрам (океан) буквально означает “то, что наполнено драгоценными камнями”. Таким образом, по милости реки даже бесполезные гальки могут соприкоснуться с драгоценными самоцветами. Аналогично этому, незначительное живое существо неспособно достичь океана Кришны, пока его не принесет туда река духовного знания, которая течет через парампару. Способность приобрести знание — это уникальное качество рождения в теле человека. Если человек не использует эту возможность, то его жизнь бессмысленна.
Материалистичные люди, поглощенные наслаждением чувств, могут спросить: “Каким образом видйА может дать нам счастье?” Это объясняется в следующем стихе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий