среда, 17 декабря 2008 г.

Как приобретать друзей? Текст8

Как узоры на глиняном горшке не могут быть изменены после обжига, так же впечатления, созданные в умах юных учеников, остаются на всю жизнь. Поэтому, под предлогом рассказывания историй я буду учить молодежь нравственности.

Комментарий

Гончар с легкостью рисует на влажной глине узоры, которые после обжига остаются неизменными. Точно так же, привычки и вкусы, приобретенные в детстве, становятся неотъемлемой частью характера человека, и по мере того, как он взрослеет, их все труднее и труднее изменить. Психологи, несмотря на различные теории или методики, соглашаются с тем, что наше детство оказывает влияние на нашу взрослую жизнь. Многие психотерапевты сперва изучают детство человека, чтобы определить источник травм и неврозов, которые человек переживает, будучи взрослым. Поэтому образование особенно должно быть направлено на то, чтобы обучать впечатлительную молодежь.
В “Хитопадеше” автор будет вплетать ценные моральные наставления в увлекательные истории, в которых в качестве главных героев выступают животные, что очень привлекает детей. Хотя ребенок может не понимать мораль истории, он получит удовольствие от рассказа, вспомнит его в зрелости и будет способен применить эту мудрость в своей жизни. Этот же самый прием использован в Пуранах и Итихасах, чтобы передать духовное знание. Нараяна Пандит писал для детей, но так как мы все подобны детям, когда имеем дело с предметами, в которых мы не сведущи, то поэтому мы в любом возрасте можем получить благо от изучения “Хитопадеши”.
В этом стихе подчеркивается важность проведения предварительных саМскАр. СаМскАра означает очищение. Здесь на это указывают узоры или впечатления. Как узоры на глиняном горшке делаются до обжига, так же и в ведической культуре три саМскАры, или ведических обряда, совершаются до рождения ребенка. Это удаляет скверну из семени и яйцеклетки родителей и создает благоприятные впечатления в уме неродившегося ребенка, которые тот сохраняет после рождения.
Господь Капиладева сообщает в “Шримад Бхагаватам”, что ребенок во чреве матери становится сознающим через семь месяцев после зачатия, и ощущения матери оказывают на него влияние. Как описывается в ведической литературе, находясь во чреве, Абхиманью научился военному делу, когда слушал разговоры Арджуны с Субхадрой, а Прахлада постиг трансцендентное знание, когда слушал, как Нарада Муни наставлял его мать. Современные исследования доказывают, что ребенок обучается во чреве, и психологи также признают, что умонастроение матери влияет на нерожденного ребенка.
Во времена Британской Империи одним из царей Панджаба был Махараджа Ранджит Сингх, который посвятил себя защите коров и брАхмаНов. Один коммерсант, живший в его стране, построил водопой для коров за пределами своего поместья. Однажды туда пришла корова попить воды и, увидев хранившееся за железной решеткой сено, просунула через нее свою голову, чтобы добраться до травы, и ее рога застряли в этой решетке. Увидев затруднение, в котором оказалась корова, многие индусы пытались освободить ее. Один человек посоветовал разрушить стену, на которой держалась эта решетка, но другой человек сказал, что это было бы слишком дорого, и посоветовал взамен этого отпилить рога. Люди покатились со смеху, услышав это предложение. Вместо этого они разрушили стену и освободили корову, не причинив ей вреда.
Тайный агент доложил о происшествии царю. Услышав о том, что индус предложил отрубить рога коровы, царь очень обеспокоился и вызвал к себе этого человека. Когда вся история подтвердилась, царь спросил: “Как ты посмел предложить так дурно обойтись с коровой?”
Осознав свою ошибку, человек склонил свою голову и попросил о прощении, но это не умиротворило царя: “Ты не настоящий индус. Должно быть, есть какой-то недостаток, имеющий отношение к твоему рождению”. Царь вызвал мать этого человека и спросил ее о рождении ее сына. Она клятвенно заявила, что этот человек был ее законным сыном, но царя это не убедило. Он сказал: “Твой сын не был рожден от индуса”.
Прийдя в ужас, мать сказала: “Я целомудренная женщина, и я не имела связей ни с кем, кроме моего мужа — даже в мечтах. Но после того, как мой сын был зачат, первым человеком, которого я увидела утром, был мясник, сидевший поблизости на крыше своего дома, и тогда в моем уме появилась мысль о том, какую отвратительную жизнь он ведет”.
Это объяснение удовлетворило царя, поскольку он знал о важности саМскАр. Он издал закон, обязывающий каждую женщину-индуску носить кольцо с вставленным в него маленьким зеркальцем. Каждый день, после пробуждения женщины должны были смотреть на отражение своего собственного лица, прежде чем они видели кого-либо еще. В некоторых местах Панджаба этот обычай сохранился до сих пор, хотя его смысл уже забыт. Эта история показывает, насколько ценны саМскАры, которые практически забыты в современном обществе. Далее автор объясняет, что послужило источником материала для его книги, а также перечисляет названия ее глав.

Комментариев нет:

Определение культурного человека

"Тот, кто смотрит на чужую жену как на свою мать, на чужое богатство как на кучу грязи, а наслаждение и боль других принимает как собственные, видит вещи в истинном свете, и он по-настоящему образованный человек".
Чанакия Пандит